Человек так устроен, что ему, как воздух, нужно общение и собеседник,- человек, с которым мы общаемся, ведем беседу. В деловом мире каждый день проходит множество переговоров. Одни их них успешны, другие не очень. Часто исход переговоров зависит от умения проявлять уважение к собеседнику.
А что такое уважение к собеседнику?
Общаясь, мы не просто делимся информацией, но и высказываем свое отношение к ней. Каково бы ни было ваше мнение, оно может оказаться верным или ошибочным. Здесь очень важно правильно подавать и воспринимать информацию.
Не нужно пытаться любой ценой доказывать свою правоту. Наша цель – это конструктивное общение, обмен информацией. Это эмоциональная поддержка в дружеской беседе. Если это деловая встреча, то здесь важны успешные переговоры и заключение выгодного контракта.
Но сохранятся ли добрые отношения между собеседниками, если один из них будет доказывать свою правоту? А кому понравится ситуация, когда собеседник всячески пытается демонстрировать свое превосходство?
Или еще такой момент: вы договорились о встрече, отложили ради нее все свои дела, а принимающая сторона резко изменила планы. И вместо серьезного делового разговора, на который вы рассчитывали, с вами пообщались, как говорится, «на бегу».
Приведу такой пример.
Моя подруга деловая женщина, ведет успешный бизнес. Каждый день у нее расписан по часам. Так случилось, что после потери близкого человека ей трудно было самостоятельно справиться с нахлынувшей депрессией. Она договаривается о встрече с известным психологом, записывается на прием заблаговременно. Для этого проделывает путь в 2.000 км. Каково же было ее разочарование, когда она, приехав к нему в Москву, слышит следующее: ей могут уделить максимум 15 минут, так как данного специалиста срочно вызывают к «клиенту высокого ранга», которому нельзя отказать. Вот вам яркий пример неуважительного отношения к собеседнику.
— Уважать свое время и время собеседника очень важно. Для этого нужно заблаговременно проговорить: где, когда, во сколько и как долго по времени будет проходить ваша встреча. Даже если вы забежали к подруге на чай, озвучьте сразу и согласуйте ваши планы. Тогда вы сможете правильно выстроить темп и сам ход вашей беседы. Либо это будет пятиминутное общение о важном. Либо вы позволяете себе расслабиться и настроиться на разговор по душам.
Вам когда-нибудь бывало стыдно от того, что вы повели себя неправильно во время беседы?
Мне –да. У меня есть недостаток: мои эмоции – мои скакуны. Они скачут впереди планеты всей. Хорошо, что мой главный собеседник – мой муж, умудряется воспринимать мою излишнюю эмоциональность с юмором и, главное, с терпением. У него хватает такта не просто не обижаться на меня. Наоборот, он старается меня поддержать и перевести какую-то неудобную ситуацию в шутку. Я считаю, что он проявляет истинное уважение к собеседнику.
Все люди ошибаются. Если вы скажете «нет», вы слукавите. И не всегда мы готовы сразу признать свои ошибки. Часто приходится слышать: «Что на нее сегодня нашло?» Или: «Да он сегодня встал не с той ноги!»
Иногда мы готовы до хрипоты в горле доказывать свою правоту. Вам кажется, что ваша подруга, с которой вы дружите не один десяток лет, перестала правильно воспринимать происходящие события. Вы хотите достучаться до ее мировосприятия любой ценой. Но вас не слышат. Наоборот, считают именно вас «погрязшей в информационном болоте заблудшей овечкой.»
Как поступить правильно, чтобы не потерять уважение к собеседнику?
Истина где-то посередине. Во-первых, надо уважать себя и не опускаться ни при каких обстоятельствах до уровня базарных площадей. Что бы ни случилось, помнить: слово – не воробей. Вылетит – не поймаешь. А уж тем более – если это слово еще и прописано на бумаге. Это может быть записка, письмо или смс-ка. Эмоции остынут, а горечь сказанного или написанного останется.
Для себя я нашла хорошую подушку безопасности. Когда понимаю, что дальнейший разговор ведет к еще большему недопониманию, я говорю: «Время – лучший лекарь. Оно все расставит по своих местах.»
Иногда лучше взять паузу в общении. Со временем все прояснится. На расстоянии лучше видишь свои ошибки и промахи. Да и чужие становятся менее болезненными.
Если вам нужно будет общаться с человеком, с мнением которого вы в корне не согласны, просто скажите следующую фразу: «Возможно, ты прав, а я ошибаюсь.» И после этого смените тему разговора, поговорите о погоде, о детях или внуках, о книгах, о новых интересных фильмах. Ваш собеседник сбросит пыл, вы тоже успокоитесь, и таким образом вы сможете остановиться и не перейдете черту в общении, за которой будут задеты ваш авторитет, самооценка и самоуважение, а значит и уважение к собеседнику.
При таком подходе у собеседника пропадает желание что-либо доказывать. Кроме того, в такой ситуации у человека нет повода обидеться или огорчиться. А это значит, вы не потеряете приятного собеседника и друга.
Еще четыре тысячи лет назад фараон Ахтой учил своего сына: «Будь дипломатичен. Это поможет тебе добиваться своего». А фараон знал, о чем говорил, потому как ему приходилось управлять сильнейшей державой Востока.
Дипломаты – вот у кого нужно учиться искусству ведения беседы. Они всегда ведут себя корректно, вежливо, не переходят на личности, никогда не грубят. Только факты, логика, вежливость и пунктуальность. В беседе они уважительно относятся к собеседнику, тем самым поднимая собственную значимость. Этот прием можно смело использовать как в семье, так и на работе.
Уважение нужно проявлять всегда, это как минимум показывает, что вы человек правильного и хорошего воспитания.